в начало  |  отправить письмо  |  карта сайта    


Статьи. Календарные истории часть 2

 

Календарные истории часть 2

Сколь глубока река времени! Насколько быстро и величественно ее течение, увлекающее стремление наших сердец грезить о будущем и грустить о прошлом...

Спросите малыша, сколько длится год? Для него - целую жизнь. Спросите старика, долог ли его век, состоящий из множества годов? Один миг.

Поэзия, завораживающее колдовство бесконечного потока времени всегда будут занимать мысли человека, думающего о великом и таинственном предназначении человеческой жизни. Но ведь неисчисляемы и сюрпризы календаря, обычного счетчика повседневности, складывающейся в вечность. Никуда не деться человеку от необходимости решать насущные проблемы, согласовывать их с общим ритмом и требованиями повседневной жизни.

В меру сил мы постарались осветить вопрос возникновения и становления разнообразных календарных систем. Но тема глубока и увлекательна, и за время, прошедшее с момента опубликования статьи "Календарные истории", мы, проведя дальнейшее изучение темы, обнаружили несколько новых фактов. И рады поделиться продолжением наших историй с гостями нашего сайта.


1. Персидский календарь

Составление и систематизация персидского календаря неотрывно связана с именем великого поэта и ученого-энциклопедиста Средневековья Омара Хайяма.

В древние времена в Иране были выработаны и широко применялись сразу несколько различных систем: исламский календарь (Эль-Хиджри), календарь Ормузда (древнеперсидская система солнечного календаря, названная по имени бога Ахура-Мазды) и лунный народный календарь (сельскохозяйственный).

Подробно на разъяснении истории и структуры исламского календаря мы уже останавливались, а вот календарь Ормузда имел довольно интересную организацию, несколько сходную с древеегипетской.

Год в нем состоял из 365 дней и делился на 12 месяцев по 30 дней. Двенадцатый месяц года был длиннее остальных на 5 дней. Из остающихся каждый год "четвертей суток" скапливался своебразный резерв, пока за 120 лет не накаплавалось дней на целый дополнительный месяц, прибавлявшийся к двенадцамимесячному стандартному году.

Сопряжение такого количества календарей требовало значительных усилий и год от года все больше запутывало и без того трудную систематизацию.

В XI веке сельджукский султан Малик-Хан, монарх образованный и заинтересованный в усилении своего государства и подъеме его экономики, призвал к своему двору одного из самых выдающихся людей средневекового Востока, астронома, математика, великого поэта, Омара Хайяма (1048 - 1131 гг). Для успешной организации работы специально для Хайяма и его соратников в Исфахане была построена астрономическая обсерватория - одна из крупнейших и прекрасно оборудованных в то время.

Самой важной задачей ученых, объединенных работой по упорядочению календаря, было добиться совпадения начала года праздника "Навруз" с днем весеннего равноденствия. Для этого были введены високосные 366-дневные годы, но чередование "простых" и високосных годов было отлично от того же принципа юлианского календаря. Полный календарный период составлял 33 года, из которых 25 были "простыми", а 8 - високосными. Чтобы момент равноденствия никогда не смещался по календарю более, чем на 12 часов, чередование годов устанавливалось следующим образом: 7 раз високосный год приходился на каждый четвертый год, а 1 раз - через 4 года на пятый. То есть в полном цикле из 33 лет високосными являлись 4-й, 8-й, 12-й, 16-й, 20-й, 24-й, 28-й и 33-й годы. Этот календарь был одним из самых точных для своего времени.

Владея высокой техникой астрономических наблюдений, иранские астрономы установили, что годичное движение Солнца неравномерно. Зимой оно движется быстрее, летом медленнее, от дня весеннего равноденствия до момента осеннего Солнце следует по эклиптике в течение 186 дней, а от осеннего равноденствия до весеннего - 179. С учетом этой особенности устроен и иранский календарь: все месяцы первой половины года состоят из 31 дня, все месяцы второй - из 30 дней, а начало года приходится на 22 марта. Названия месяцев неразрывно связаны с именами знаков Зодиака:

Созвездие Зодиака Название Кол-во дней
Овен Фарвардин 31
Телец Урдбихишт 31
Близнецы Хурдад 31
Рак Тир 31
Лев Мурдад 31
Дева Шахривар 31
Весы Михр 30
Скорпион Абан 30
Стрелец Азар 30
Козерог Дай 30
Водолей Бахман 30
Рыбы Исфаидармуз 29(30)

Разъяснению системы нового календаря Омар Хайям посвятил книгу "Навруз-Наме", где характеристика всех месяцев календаря, объяснение их названия и продолжительности, краткая история предыдущих календарей и установление 33-летнего цикла изложены в традиционной для Средневековья поэтической манере.

В марте 1976 г. иранский парламент установил новую эру, отсчитывающую свой ход от 558 г. до н.э. - момента коронации древнеперсидского царя Кира, таким тобразом, в марте 1976 года в Иране начался 2535 г. Также общеупотребительным остается традиционный исламский календарь Хиджри, но он служит только и единственно религиозным целям и не установлен государственным.


2. Календарь майя

Правильнее будет, наверное, называть его центральноамериканским, поскольку, будучи изобретен майя, он также применялся и ацтеками, и ольмеками и тольтеками, и еще некоторыми народами, жившими в Месоамерике.

Календарь майя основан на сочетании периодов движения Солнца, Луны и синодических циклов обращения планет Венеры и Марса. Для создания в древние времена (около 300 г.н.э.) календаря, учитывающего столь многие факторы, требовалось уже к тому моменту иметь развитую систему счета. Древнейшая история майя скрыта от нас пеленой веков и страшными годами Конкисты, когда религиозными фанатиками и жадными завоевателями было уничтожено невероятное количество манускриптов, разрушены города и каменные стелы, что на долгие века превратило культуру Месоамерики в загадку. И мы не обладаем достаточными знаниями, чтобы понять, откуда пришла и как развивалась сложная и воинственная культура, оставившая такое фантастическое наследие. Так что будем опираться на немногие, но от того совершенно бесценные сохранившиеся материалы.

У майя была двадцатиричная система счисления. Цифр было всего две - точка и тире. Также им первым в мире (намного раньше арабов) стало известно понятие нуля, знака, который сам по себе ничего не означал, но в зависимости от места расположения в записи увеличивал численное значение в 10 или 20 раз. И с помощью всего трех знаков майя научились рассчитывать орбиты планет, восходы, заходы и затмения Солнца и Луны, противостояния Марса на много лет вперед и создали один из самых сложных и точных календарей в мировой истории.

Майя применяли одновременно 2 календарные системы, отличающиеся продолжительностью, но идеально сопряженные между собой, - длинный год и короткий год.

Длинных годов тоже существовало два:

1. Год в 360 дней назывался тун и был предназначен для пока не совсем ясных целей;

2. Год в 365 дней - хааб - состоял из 18 месяцев по 20 дней, по истечении которых добавлялось еще 5 дней, считавшихся роковыми и называвшихся "дни без имени". Каждый день в месяце обозначался особым иероглифом и имел собственное название (имиш, ик', ак'баль, к'ан, чикчан, кими, маник', ламат мулук, ок, чуэн, эб, бен, иш, мен, киб, кабан, эсанаб, кавак, ахау), так же, как и названия и иероглифические изображения месяцев (поп, во, сип, соц', сек, шуль, йашк'ин, моль, ч'ен, йаш, сак, кех, мак, к'ан-к'ин, муан, паш, к'айяб, кумху, вайеб). Год начинался 16 июля, этому дню соответствовал первый день месяца поп, заканчивался год 10 июля, последним днем месяца кумх. Остальные 5 дней представляли из себя как бы такой же месяц, только очень короткий. Возможно, что в древности, о которой не сохранилось сведений, последним месяцем быль шуль и заканчивался он 17 декабря, затем шли "проклятые" 5 дней и начинался новый год, первый день которого приходился на 23 декабря, день зимнего солнцестояния. Базируется эта версия на том, что "шуль" означает "конец", а "йашк'ин" - "новое солнце";

3. Короткий год из 260-ти дней назывался цолькин, делился на 13 месяцев, которые также содержали по 20 дней. Но этот календарь, в отличие от хааба, включал еще и тринадцатидневные недели. Дни недели обозначались числами от 1 до 13. То есть год цолькин представлял из себя сочетание 13-ти двадцатидневных месяцев и тринадцатидневных недель. Также в этом календаре майя существовала еще и девятидневная неделя, в которой счет велся не по дням, а по ночам, посвященным 9-ти богам подземного царства.

Но этим дело не ограничивалось! В календаре майя существовало два более крупных цикла: четырехлетний (в нем числа недели и названия дней повторялись в определенной закономерности) и пятидесятидвухлетний (он представлял собой тренсцендентную комбинацию хааба и цолькина; состоял из 13-ти четырехлетних циклов и охватывал период в 18980 дней), в котором повторялись как дни недели, так и числа и имена месяцев. Такой огромный период содержал 52 хааба и 73 цолькина. Эта зависимость считалась священной, определенной богами и составляла основу земледельческого культа майя.

Датировка событий согласно календарю майя состояла из числа тринадцатидневной недели, названия дня, числа месяца и названия месяца.

Например, 6 ламат 14 шуль - это обозначение 6-го числа тринадцатидневной недели дня ламат 14-го числа месяца шуль.

В основу же хронологических расчетов принималась такая невеликая единица как день - "к'ин". Счет значительных временных промежутков проводился следующим образом:

  • 20 к'инов = 1 виналь
  • 18 виналей = 1 тун (360-дневный год)
  • 20 тунов = 1 к'атун
  • 20 к'атунов = 1 б'актун
  • 20 б'актунов = 1 пиктун

Существовали и более крупные временные промежутки.

Но не трудно заметить, что при счете учитываются только 360-дневные годы, то есть возникает разница между расчетным календарем и реальным. Мы не будем сейчас подробно и утомительно рассказывать какими невероятно сложными методами древние майя добивались полного сопряжения всех своих календарей (на то существует обширная и подробная научная литература), скажем только, что полное совпадение циклов всех календарей происходило в календарной системе майя 1 раз в 256 лет!

Точность календаря майя невероятна. Древние астрономы сумели вычислить продолжительность солнечного года в 365,2420 суток. Благодаря столь тщательным расчетам ошибка в одни сутки накапливается за 5000 лет. Этот календарь точнее нашего григорианского (кстати, созданного на 1000 лет позднее).


3. Календарь будущего

В течение многих веков человечество билось над решением задачи по созданию универсального вечного календаря, который не требовал бы постоянных поправок, был понятен в организации и нетрудоемок в эксплуатации.

К началу XX века рост научных, технических, политических, культурно-экономических связей поставил вопрос о крайней необходимости разработки единого, простого и максимально точного Всемирного вечного календаря.

Все существующие календари с чисто утилитарной точки зрения имеют массу недостатков: непостоянная продолжительность солнечного года, неодинаковая длина месяцев, несогласованность чисел месяца и дней недели, несоответствие названия месяцев их положению в календаре. Идеальный вечный календарь должен обладать неизменной структурой, которая позволила бы быстро и однозначно определять дни недели по любой календарной дате летоисчисления.

Мир вступает в эпоху глобализации. Границы размываются, законы приобретают единообразие, требования к трудовым ресурсам поднимаются на ранее никогда не установленную высоту.

Поэтому в 1954 году был объявлен конкурс на разработку Всемирного вечного календаря и к концу того же года было предоставлено более двухсот проектов. Два из них рекомендованы к рассмотрению Генеральной Ассамблееи ООН как одни из лучших.

Структура одного проекта такова: тропический год делится на 4 квартала по 91 сутки и состоит из 13 недель. Каждый квартал начинается с воскресенья и кончается субботой, состоит из 3 месяцев. В первом месяце 31 сутки, во втором и третьем 30. Исходя из такой систематики, очень легко рассчитывать ресурс рабочего времени - в каждом месяце 26 рабочих дней. Сама собой исчезает сложность с определением правил нумерации недель, ведь первый день года и первые дни кварталов - всегда воскресенье. Поскольку такой календарь насчитывает 364 дня в году, предлагается добавлять на условленное место 1 день без номера и числа, именуемый Днем Мира и Дружбы народов.

Согласно второму проекту предполагается разделить год на 13 месяцев по 28 дней по 4 семидневных недели в каждом. Численный год при такой системе составит 364 дня, а оставшиеся "лишние" 1 или 2 дня можно сделать Всемирным праздником. Главный недостаток такого календаря в том, что 13 месяцев невозможно разделить на целые части, полугодия и кварталы.

Однако поскольку наличие в подобных, хоть и очень, на первый взгляд, заманчивых, проектах дней без числа нарушает привычный отсчет дней недели, это встречает сопротивление со стороны ряда стран. В первую очередь, по религиозным соображениям. Так что пока этот календарь остается не реализованной мечтой о единстве, и вряд ли решения по этому вопросу можно ожидать в ближайшем будущем

 


  Дизайн и программное обеспечение: © 2013 IT Legion Service © 2002-2013 КомТех-Принт