в начало  |  отправить письмо  |  карта сайта    


Статьи. Календарные истории часть 1

 

Календарные истории часть 1

С древнейших времен, отмечая течение времени, наблюдая смену времен года, изменения лика природы, человечество не могло не отметить цикличность, повторяемость этих событий и то, как они связаны с собственными циклами Луны и Солнца. Множество древних мифов описывает сезонные изменения природы. Не понимая причин происходящих изменений, люди облекали в поэтическую, символическую, иносказательную форму свое понимание сверхъестественной, с их точки зрения, смены дня и ночи, фаз Луны, времен года, сезонной миграции животных. Первобытные охотники и собиратели знали, что в определенный момент растает снег, зацветут деревья и травы, прилетят птицы, потом созреют плоды и снова природа погрузится в зимний сон до будущей весны. Все первобытные культы имеют мифы об умирании и возрождении природы.

Но как определить этот самый "определенный момент". Ответ со временем нашелся - замечать, какие события постоянно совпадают с ожидаемыми, что им предшествует и что за ними следует.

Особенную важность эти наблюдения приобрели с возникновением земледелия: владея такими знаниями, легче подготовиться к разливу рек, легче угадать время сева, можно заранее ожидать первых осенних холодов и не дать урожаю погибнуть. Так, например, еще тысячелетия назад было замечено, что разлив Нила, реки, создавшей древнейшую великую цивилизацию Египта, происходит через 4 - 5 дней после восхода звезды Сириус.

Так был создан КАЛЕНДАРЬ (от лат. Calendarium - долговая книга) - система счета промежутков времени, основанная на видимых движениях небесных светил. Циклическое движение Земли, Солнца и Луны имеет решающее значение для построения календаря.

Мы не будем подробно останавливаться на современных концепциях расчета временных отрезков, этот вопрос в компетенции астрономов и математиков, и подробно изложен в соответствующих материалах. Куда любопытнее окинуть взглядом ранее существовавшие, пусть и отринутые современной практикой, системы. Некоторые из них необыкновенно сложны и оригинальны, и современные календари впитали в себя многое из того, что пришло к нам из глубокой древности.

Одна из главных проблем, стимулировавших возникновение и развитие различных календарных систем, это согласование отсчета между единицами времени, обусловленное тем, что длительности астрономических циклов не кратны друг другу, да еще и непостоянны. Это и дало толчок к возникновению трех основных видов календарей: лунных, солнечных, и лунно-солнечных. Европейский календарь - солнечный, в нем месяцы связаны с движением Луны только исторически; исламский календарь - лунный, в нем годы совершенно не связаны с годовым обращением Земли вокруг Солнца; иудаистский и восточный календари - комбинированные, учитывают и движение Солнца, и Луны, а восточные - и Юпитера. Все эти сложности традиционно решает интеркаляция - периодическое добавление дней или месяцев.

  1. Неделя
  2. Египетский календарь
  3. Календарь Древней Греции
  4. Римский республиканский календарь
  5. Церковный календарь
  6. Исламский календарь
  7. Иудейский календарь
  8. Французский революционый календарь
  9. Восточный календарь
  10. Календарь России

1. Неделя

В современном календаре длина недели составляет 7 дней. Почему именно семь - определенного ответа нет. Скорее всего, это примерно четверть лунного цикла. К тому же, в древности было известно только 7 подвижных небесных тел, что нашло отражение в названии дней недели. Во французском и английском языках это сохранилось до сих пор, и имена древних богов не утратили узнаваемости до нашего времени:

  Франц. Англ. Значение
Понедельник lundi Monday лунный день
Вторник mardi   день Марса
Среда mercredi   день Меркурия
Четверг jeudi   день Юпитера
Пятница vendredi   день Венеры
Суббота   Saturday день Сатурна
Воскресенье   Sunday день Солнца

Существовали недели и другой длины. Так, египетский и французский революционный календари использовали декады, календарь майя имел тринадцатидневную неделю в малом календарном цикле и двадцатидневную в большом. В СССР в 1929 - 30 гг. использовалась пятидневная неделя, а в 1931 - 40 гг. - шестидневная с фиксированным днем отдыха. В Литве до XV века была девятидневная неделя.

Кроме посвящения названий дней недели божествам существует и традиция обозначения их по порядковым номерам, как в славянских языках.

Столь же значительно различаются и правила порядка нумерации недель. Так, в славянских и сопредельных странах (а также во многих католических) первый день недели - это понедельник, а в лютеранских (англо- и германоязычных) - воскресенье.; в исламе первый день недели - пятница, в иудаизме - суббота. Такое разнообразие обусловлено различиями религиозных правил, поскольку везде календарь изначально имел именно религиозное значение.

И от того какой день недели каждый календарь считает первым, зависит и то, какая неделя в году является первой. Существует 3 основных правила: с первого дня года (с 1 января независимо от того, какой это день недели); с первого четверга года (количественное преимущество дней недели, приходящейся на смену года); с первой полной недели.

2. Египетский календарь

История Древнего Египта охватывает более четырех тысячелетий, и неудивительно, что за столь долгую историю возникало несколько календарных систем. Сначала земледельцами использовался лунный календарь, к XVII в.до н.э. сменившийся солнечным. Вся жизнь Египта была основана на земледелии в нижнем течении Нила и привязана к его сезонным циклам. Цикл разбивался на периоды: наводнения, русла (сезон посева) и обмеления (сезон сбора урожая). Египтяне обнаружили, что восход Сириуса предшествует разливу Нила и считали, что разлив вызван именно появлением звезды. Небезынтересно заметить, что Сириус тройная звезда, самая яркая звезда нашего неба. В Древнем Египте Сириус именовался Собачьей звездой, позднее это название заимствовали римляне - Stella Сaniculla. И в августе, когда Сириус появлялся на горизонте, в римском сенате объявлялся перерыв заседаний - каникулы.

Год египетского календаря длился 365 дней и составлял 12 месяцев по 30 дней каждый. В конце были 5 дней - праздники в честь богов Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды. Египтяне не использовали високосных годов и поэтому за 1460 лет новый год проходил все сезоны. Это выглядело, как если бы восход Сириуса смещался по календарю на 1 день каждые 4 года. Возвращение звезды отмечалось праздником Вечности Великого года Сониса (египетское название Сириуса).

Поздне стали добавлять дополнительные месяцы для синхронизации учетного года с астрономическим. И поздний египетский календарь очень похож на юлианский. Постоянной эры египтяне не имели, счет времени начинался с момента вступления на престол очередного фараона, тогда как начало года всегда приходилось на 1 тота - 29 августа. Дни и месяцы обозначались номерами:

Год 7-й, 3-й месяц сезона сбора урожая, 11-й день правления Дома Великого Сети II

3. Календарь Древней Греции

Как ни поразительно, изначально древнегреческий календарь был крайне нерегулярным, примитивно организованным и запутанным. Около 500 г. до н.э. сформировался Октатерий - восьмилетний цикл, содержащий 5 лет по 12 месяцев и 3 года по 13. Во второй половине III в. до н. э. была принята система летоисчисления от Первых Олимпийских игр. Идея единой точки отсчета лет (от начала первых Олимпийских игр 1 июля 776 г. до н.э.) принадлежит историку Тимею (ок.352 - 256 гг. до н.э.) и математику Эратосфену (ок.276 - ок.196 гг. до н.э.). Игры проводились каждый 4-й год, начинались всегда на 11-й и оканчивались на 16-й день после новолуния. В конце IV в. н. э. Олимпийские игры были запрещены императором Феодосием I, и отсчет времени по этому принципу перестал быть актуальным. Но невозможно обойти вниманием тот факт, сильнейшим образом повлиявший на становление европейского календаря, как основание Александрии, величайшего центра античной учености, когда после завоеваний Александра Македонского Египет стал частью греческого мира.

Именно александрийские астрономы разработали юлианский календарь, а позднее здесь работал выдающийся астроном Птолемей Клавдий, написавший великий Альмагест и производивший расчеты первых пасхалий еще во II в.н.э.

Самое удивительное, что сами греки еще долгое время продолжали пользоваться ранним, несовершенным календарем, причем, сильно различавшимся в разных частях греческого мира.

4. Римский республиканский календарь

Вплоть до конца XVII в. европейские хронисты часто применяли систему летоисчисления "ab urbe condita" - от основания Города (то есть Рима). Еще римский историк Марк Теренций Варрон (116 - 27 гг. до н.э.) в I в. до н.э. ввел и популяризировал следующую дату основания Рима (до этого существовало более десятка версий точной даты) - 3-й год VI Олимпиады - 21 апреля 776 г до н.э.

В Римском государстве счет велся по времени правления консулов (как ранее в Египте фараонов). До наших дней сохранились списки консулов за 1050 лет. Первыми консулами стали Луций Юний Брут и Луций Тарквиний Коллатин в 509 г.до н.э., а последним Флавий Василий Меньший в 541 г.н.э. За почти полторы тысячи лет правила изменялись незначительно, пока император Лев Философ не издал указ, повелевавший применять только христианизированные летоисчисления (об этом речь впереди).

Древние римляне не вели счета дням месяца. В их календаре было 3 фиксированные точки в месяце. Календы - Kalendae - начало месяца, приходились на новолуние. Иды - Idus - середина месяца, начинались 13-го числа в январе, феврале, апреле, июне, августе, сентябре, ноябре и декабре, либо 15-го в марте, мае, июле и октябре. Ноны - Nonae - первая четверть Луны, за 9 дней перед идами. И счет дням велся соответственно: второй день перед нонами (первый день перед нонами - это сами ноны, т.к. в Риме употреблялась только включительная нумерация).

Первоначальный римский календарь начинал год с 1 марта и состоял всего лишь из 304 дней, разделенных на 10 месяцев, частично посвященных богам, а частично обозначенных только порядковым номером.

Месяц Лат. название Значение
Январь Januarius В честь двуликого бога входов и выходов Януса, одно лицо его обращено в будущее, другое в прошлое
Февраль Februarius По названию обряда очищения - Februa
Март Martius В честь бога Марса, первоначально бога полей и урожаев
Апрель Aprilis Точно неизвестно. Возможно от лат. aperire (когда на деревьях раскрываются почки)
Май Maius В честь богини земли Майи
Июнь Junius В честь богини небосвода Юноны, жены Юпитера
Июль Julius В честь Юлия Цезаря. Первоначально назывался quintilis, пятый, поскольку был пятым месяцем старого римского календаря
Август Augustus В честь императора Августа. Сначала Sextilis, шестой
Сентябрь September Седьмой
Октябрь October Восьмой
Ноябрь November Девятый
Декабрь December Десятый

После окончания этого укороченного года наступал безымянный и ненумеруемый зимний период. Когда наступит новый год и придет календарное время знали только жрецы - понтифики.

По свидетельству Цицерона (106 - 43 гг. до н.э.), понтифики беззастенчиво эксплуатировали неподконтрольность своего положения: если того требовала их корысть, могли быть увеличены сроки пребывания на общественных выборных должностях друзей или умелых взяткодателей, а сроки службы недругов могли быть сильно сокращены. А главное - при такой системе было легко манипулировать сроками сбора налогов, начисления процентов на займы и т.п., потому что по древнеримскому законодательству именно начальные дни года служили моментом перерасчетов. Из-за таких деяний календарь запутался до такой степени, что стал проблемой, потребовавшей волевого решения. Это решение принял в 45 г. до н.э. первый римский император Гай Юлий Цезарь (100 - 44 гг. до н.э.).

Для разрешения проблемы Цезарь пригласил в Рим александрийских астрономов во главе с Созигеном. Календарный беспорядок разрушительно действовал на хозяйство и торговлю, вносил неразбериху в хроники. Так, по свидетельству одного из современников, римские полководцы нередко не знали, какой именно день считать днем одной из их многочисленных побед. Созиген принял радикальное решение - отменить лунный год и ввести солнечный, когда месяцы должны быть примерно равны и привязаны к сезонам. Работа над упорядочением календаря вскрыла столь огромное количество ошибок, нуждавшихся в поправке, и мер, синхронизирующих календарную систему, было принято столь много, что в римскую историю этот год вошел под именем "Annus confusiosus" - "Год недоумения", так сильно новый календарь отличался от привычного. В разработанном Созигеном календаре, позднее названном юлианским, год длился 365,25 дней, что дает погрешности примерно в 1 день на 128 лет. Однако в первые годы введения календаря оставшиеся без доходной работы понтифики то ли сознательно, то ли ошибившись в новых правилах, назначали високосный год не каждые 3 года на четвертый, а на каждый третий год. Возможно, спровоцировала эту ошибку римская традиция включительной нумерации. Ошибка длилась 36 лет, и была разрешена уже только императором Августом в 9 г.до н.э.

Не могло это не оказать влияния и на порядок начала отсчета, то есть определение первого дня года. Исторически назначение нового консула приходилось на начало года. С 222 г.до н.э. днем инаугурации нового консула было определено 1 марта. При сопряжении старой календарной системы и новой юлианской 1 января пришлось как раз на середину марта дореформенного календаря. Так январь стал первым месяцем года, а десятый (декабрь) - двенадцатым. Но сам календарь оказался настолько практичным, что служба его длилась более 1500 лет.

В благодарность за упорядочение календаря и выдающиеся таланты полководца и политика римский сенат решил переименовать месяц Quintilis, в котором родился Юлий Цезарь, в июль. А менее чем через 3 месяца теми же сенаторами император был убит.

5. Церковный календарь

Наступление христианской эры явилось новой ступенью в истории календаря, так как теперь главной задачей календаря стал расчет наступления двух основных христианских праздников - Пасхи и Рождества Христова.

5.1 Рождество и Пасха

Это - два главных христианских праздника. Рождество - день рождения Иисуса Христа, Пасха - день его воскресения. Точные даты этих событий неизвестны. В Новом Завете можно найти косвенные указания на время рождения Христа, из которых можно сделать определенные допущения. Даты расчета Пасхи точнее, так как имеют непосредственные исторические и астрономические условия. Настоятельная необходимость точно определять даты наступления этих праздников (а также множества других, календарно к ним привязанных) послужила толчком к бурному развитию астрономии и математики (нужно было производить как можно более точные расчеты) и, в конечном итоге, привела к формированию современного календаря.

Конечно, единственной базовой информацией служат данные из Нового Завета:

"… и когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: "Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему". (Матфей 2:1-2)

"В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова". (Лука 2:1-4)

О возрасте Христа в Евангелиях: "Иисус, начиная свое служение, был лет тридцати" (Лука 3:23), Христос начал свои проповеди "В пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее" (Лука 3:1), и что проповедовал он три года и был арестован в дни празднования еврейской Пасхи с 14 на 15 весеннего месяца нисана, после пасхального полнолуния. Суд вершил Понтий Пилат, после чего Христос был казнен в пятницу, "воскреснув рано в первый день недели" (Марк 16:9).

Исторические факты во многом не согласуются с текстом Нового Завета, но радикальных противоречий не рождают, так как данные, приведенные в Евангелиях, давались Апостолами через несколько десятилетий после описываемых событий, да еще и с чужих слов. Вот эти факты:

  1. Единственная перепись, относящаяся к описываемому времени, была перепись имущества (а не населения) и проводилась в 7 г.н.э. при императоре Августе. А город Назарет появился примерно 100 лет спустя.
  2. Царь Иудеи Ирод Великий, согласно Евангелиям организовавший "избиение младенцев", скончался в 4 г.до н.э.
  3. Понтий Пилат состоял прокуратором Иудеи с 26 по 36 гг. н.э.
  4. Император Тиберий правил с 14 по 37 гг.н.э., таким образом 15-й год его правления приходится на 29 г.н.э.

К сожалению, исходя только из данных, приведенных в Новом Завете, точную дату рождения Христа вычислить невозможно. Однако именно крайняя необходимость вычисления как можно более точной даты рождения Иисуса создала условия для появления множества попыток вычисления (кстати, попытки эти не оставлены до сих пор). Первым, кто произвел такие вычисления, был Дионисий Малый, живший в VI в., жаль только, что его расчеты до нас не дошли.

Астрономические факты также не дают точных указаний. Существует с десяток версий идентификации Вифлеемской звезды с конкретными небесными телами. Наиболее вероятными сейчас признаны две:

  1. В 1614 г. Кеплер опубликовал предположение - результат десятилетних вычислений - что тройное соединение Марса, Юпитера и Сатурна, произошедшее в 7 г. до н.э., идентично непосредственно наблюдавшемуся Кеплером. Юпитер издавна считался в культурах Востока "звездой царей", а согласно древнеиудейским преданиям, во время такого соединения родился Моисей. Сильным для Средневековья аргументом было и то, что в 7 г.до н.э. такое соединение произошло в созвездии Рыб. А ведь именно изображение рыбы в ранние века христианства было символом Иисуса (и греческое написание этого слова "ихтиос" было созвучно сокращению слов "Иисус Христос").
  2. В конце 70-х гг. XIX века английские астрономы Кларк, Паркинсон и Стефенсон, проанализировав китайские и корейские хроники за период с 10 г.до н.э. по 13 г.н.э., сделали вывод, что следует отождествлять с Вифлеемской звездой вспышку сверхновой, в течение полутора месяцев весной 5 г. до н.э. бывшую самым ярким (кроме Луны и Солнца) объектом неба. Согласно хроникам, она была видна даже днем.

5.2 Ранние Христианские календари

Вопреки традиционно бытующему мнению, основой первого христианского календаря стал египетский, а не римский юлианский. Следуя египетской традиции вести счет эры по временам правления фараонов, отсчет первого года девятнадцатилетнего лунного цикла эры Диоклетиана совпал с 1-м днем солнечного года. Коптские христиане до сего дня ведут свое летоисчисление от 1 тота 1 года эры Диоклетиана - "эры мучеников" (из-за гонений на христиан во времена этого императора).

Огромное количество разногласий в первые века христианства возникло из-за установления даты празднования Пасхи. Различные ветви христианской церкви, руководствуясь разными приципами расчета, отмечали Пасху в неодинаковое время. Так христиане Малой Азии считали датой Пасхи 14 нисана, независимо от того, на какой день недели приходилось это число; Римская и Александрийская церкви полагали, что праздник Пасхи должен обязательно приходиться на воскресенье, но и об этом долго не было единого мнения. В итоге получалось (как, собственно, и в наши дни), что расхождение в праздновании главного христианского праздника доходило до нескольких недель. Только на I Вселенском соборе в Никее были установлены общие правила празднования Пасхи Христовой. Окончательно разногласия были разрешены в VI веке и до 1582 года (даты введения григорианского календаря) Восточная и Западная христианские церкви праздновали Пасху одновременно. Ныне православная церковь рассчитывает дату Пасхи следующим образом:

Пасха должна праздноваться в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия.

С первых веков развития христианства приверженцам этой религии было ясно, сколь важно определить беспрерывную преемственность между событиями нового времени и событиями, описанными в священном Писании, Ветхом Завете. Различные системы расчета этих дат давали значительные расхождения в определении даты "от сотворения мира". Период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет. С VI века в Византии была принята мировая эра, начинавшаяся 1 марта 5508 г. до н.э., и именно эта система летоисчисления использовалась на Руси после принятия православия и была в ходу вплоть до календарой реформы Петра I.

5.3. Рождество Христово - граница эр

Точная дата рождения Иисуса Христа до сих пор спорна. В календарях основных христианских конфессий днем рождения Христа принята дата 25 декабря (без учета разницы самих календарей). Решение о праздновании дня рождения Христа именно 25 декабря принято было в V веке на Эфесском соборе (скорее всего, в целях вытеснения праздника языческого бога Солнца Митры, отмечавшегося в этот день. Это первый день, когда после дня зимнего солнцестояния солнечный день начинает увеличиваться, то есть Солнце как бы возрождается к новой жизни). Таким образом, число и месяц рождения Иисуса Христа было установлено лет на сто раньше года его рождения.

Уже к VII веку стало очевидно, что юлианский календарь недостаточно точен. Это было отмечено в начале VIII века английским хронистом Бедой (673 - 735). Он же предложил использование термина "Before Christ" (до Христа). 1 г.н.э. по Беде наступал непосредственно после 1 г. до н.э., так как в используемой в то время в Европе римской системе счета отсутствовало понятие нуля.

5.4. Григорианский календарь

Главным недостатком юлианского календаря является то, что неточность его учетного лунно-солнечного цикла дает ошибку в 1 день за 128 лет. С течением веков накопилась значительная разница между расчетом церковных Пасхалий с астрономическими фазами Луны. Были уже случаи (например, в 1894 году), когда Пасха праздновалась 17 апреля, тогда как согласно наступлению астрономического полнолуния должна была прийтись неделей раньше, на 10 апреля.

Первые попытки предпринять какие-либо действия для устранения накопившейся календарной ошибки (к середине XVI века она составила уже 10 дней) предпринимались римским папой Павлом III. Однако ни сам Павел, ни его преемники не смогли получить одобрения на производство реформы. И только папа Григорий XIII настоял на принятии папским советом буллы о разрешении этого вопроса. Монах-иезуит Христофор Клавиус (1537 - 1612), опираясь на работы перуджинского врача и астронома Луиджи Лильо (ум. в 1576), составил правила расчета нового календаря. Меры по исправлению ошибки должны были приниматься в 3 этапа:

  1. Замена юлианского календаря более точным
  2. Удаление лишних дней (накопившейся с начала использования юлианского календаря разницы)
  3. Изменение правил исчисления Пасхи.

Первая проблема решалась проще всего: установленная к тому времени длина тропического года составляла 365,2425 дней. Согласно юлианскому календарю високосным считался каждый четвертый год, за исключением годов, кратных 100. В новом календаре были добавлены уточнения: високосными считать годы, кратные 400 (то есть 1800, 1900, 2100 - обычные, а 1600, 2000, 2400 - високосные). При соблюдении таких правил летоисчисления ошибка составит примерно 1 день в 3300 лет.

Ключевым моментом второго этапа можно считать разрешение следующей проблемы: в 325 году, когда проходил Никейский собор, равноденствие приходилось на 21 марта. Григорианский календарь построен так, чтобы равноденствие впредь всегда приходилось на этот день. А чтобы синхронизировать григорианский календарь с юлианским времен Никейского собора (странно, что не с моментом рождения Иисуса Христа!), были пропущены 10 дней разницы, то есть сразу после 5 октября 1582 года наступило 16 октября.

Константинопольским же патриархом предложение папы о переходе на новый стиль были отвергнуты, так как не соответствовали каноническим правилам расчета празднования Пасхи, и переходы на европейский стиль все православные государства осуществили самостоятельно и в разное время, причем коснулось это только светского календаря. Нельзя не отметить и еще один момент: основным подтверждением правильности именно православного метода исчисления Пасхи православная церковь считает явление Сошествия Божественного огня, происходящее в Иерусалиме в храме Гроба Господня ежегодно в момент празднования православной Пасхи. Природа этого явления до сих пор не объяснена.

Уже в XIX веке астрономом Уильямом Гершелем (1738 - 1822) была предложена уточненная аппроксимация продолжительности тропического года, равная 365,24225 дней. Такая неточность устраняется пропуском одного високосного года каждые 4000 лет. Пока официально это правило не принято.

Россия осуществила переход на европейскую систему с 31 января 1918 года (следующим днем после 31 января был 14 февраля).

6. Исламский календарь

По арабски исламский календарь носит название "хиджри". Это чисто лунный календарь, где год содержит 12 месяцев и длина его сотавляет 354,36 дней. Такая календарая система основана на Коране, и соблюдение ее - священная обязанность исповедующих ислам. Официальным календарем хиджри считается только в Саудовской Аравии и странах, примыкающих к Персидскому заливу. Остальные мусульманские государства используют григорианский календарь, а исламский применяется только для отправленя религиозного культа, расчета религиозных праздников.

В исламском календаре началом месяца считается день, когда серп Луны становится видимым.

Месяцы исламского календаря, так же, как и месяцы европейских, имеют неодинаковую продолжительность:

Мухаррам 29 дней
Сафар 30 дней
Раби авваль 29 дней
Раби сани 30 дней
Джумада авваль 29 дней
Джумада сани 30 дней
Раджаб 29 дней
Шаабан 30 дней
Рамадан 29 дней
Шавваль 30 дней
Зуль-каада 29 дней
Зуль-хиджа 30 дней

Годы исламского календаря отсчитываются от Хиджры - момента переселения Мухаммеда и его последователей из Мекки в Медину, которое приходится на сентябрь 622 года по юлианскому календарю. При халифе Омаре II (634 - 644) этот год был объявлен началом исламской эры, первым дней этой эры принято 16 июля 622 года.

2005 год григорианского календаря соответствует 1425 - 1426 гг. по Хиджре.

7. Иудейский календарь

Это религиозный календарь иудаизма и официальный календарь Израиля.

Летоисчисление в иудейской традиции организовано довольно сложно. Обычный год иудейского календаря может составлять 353, 354 или 355 дней и делится на 12 месяцев, а високосный год может быть длиной 383, 384 или 385 дней и делится на 13 месяцев. И соответственно, такие годы именуются "неполный", "полный" и "правильный".

Длина месяцев Неполный Полный Правильный
Тишрей 30 30 30
Мархешван 29 30 29
Кислев 29 30 30
Тевет 29 29 29
Шват 30 30 30
Адар 1-й 30 30 30
Адар 2-й 29 29 29
Нисан 30 30 30
Ияр 29 29 29
Сиван 30 30 30
Таммуз 29 29 29
Ав 30 30 30
Элул 29 29 29

В обычный год месяц Адар 2-й носит название просто Адар, а в високосный год перед ним добавляется целый дополнительный месяц продолжительностью 30 дней, отсюда и значительная разница в длительности годов.

Каждый месяц иудейского календаря начинается в новолуние и с древнейших времен соотносится с двенадцатью знаками зодиака:

Тишрей Весы
Мархешван Скорпион
Кислев Стрелец
Тевет Козерог
Шват Водолей
Адар 1-й Рыбы (Адар удваивающийся месяц, потому
Адар 2-й и обозначается сдвоенным знаком зодиака)
Нисан Овен
Ияр Телец
Сиван Близнецы
Таммуз Рак
Ав Лев
Элул Дева

Началом года (новогодним праздником) считается 1-й день месяца Тишрей. Счет ведется с весны, с месяца нисана, и празднование нового года приходится на седьмой месяц. Сам праздник всегда длится 2 дня.

Дни начинаются с захода солнца (такая система отсчета идет от Ветхого Завета, от дней Творения "…И бысть вечер и бысть утро…"), началом новых суток считается момент, когда на вечернем небе появляются 3 звезды. День делится на 12 дневных и 12 ночных часов, длина которых неодинакова и зависит от времени года (то есть от продолжительности светового дня). Годы эр иудейского календаря считаются от сотворения мира, приходящегося согласно иудаизму на 3761 г. до н.э.

Исчисление современного иудейского календаря было установлено патриархом Гилелем II около 359 г. для синхронизации общих правил празднования иудейских праздников. Этот календарь был во многом заимствован у вавилонян, и скорее всего, его принесли с собой возвратившиеся из вавилонского плена иудеи. Сейчас уже не представляется возможным разъяснить, каким именно календарем пользовались иудеи до падения Иерусалима в 587 г. до н.э.

8. Французский революционый календарь

Этот календарь, пожалуй, просуществовал менее всех других. Введен он был во Франции с 24 ноября 1793 года и отменен 1 января 1806. И еще совсем недолго он использовался снова во времена Парижской коммуны в 1871 году.

Больше всего по своей структуре он похож на древнеегипетский календарь. Так же, как и древний, он состоял из 12 месяцев по 30 дней. В конце добавлялись 5 или 6 дней праздников. А названия месяцев соотносились с сезонами года и походили на древнеславянские календари:

Vendemiaire месяц сбора винограда
Brumaire туманный
Frimaire морозный
Nivose снежный
Pluviose дождливый
Ventose ветреный
Germinal месяц произрастания
Floreal пора цветения
Prairial месяц лугов
Messidor месяц жатвы
Thermidor жаркий
Fructidor плодоносный

Месяцы делились на декады с одним днем отдыха в конце после 9-ти дней работы. Начало года приходилось на 22 сентября григорианского календаря - день осеннего равноденствия. Это была, наверно, первая и не самая удачная попытка оторвать календарь от религии, но прижиться ей было крайне сложно, так как столь значительное увеличение продолжительности рабочей недели и уменьшение количества праздников не могло вызвать энтузиазма в народе.

Летоисчисление велось, конечно же, от даты первой Французской республики, от 22 сентября 1972 года. Именно этот день стал 1 вандемьера 1 года Республики.

9. Восточный календарь

Этому календарю уже несколько тысяч лет. Составлен он был во времена полулегендарного китайского императора Цинь Ши-Хуанди четыре с половиной тысячи лет назад и с тех пор получил широчайшее распространение в Китае, Японии, Корее и многих других странах Азии.

9.1. Восточный (китайский) календарь

Это сложный шестидесятилетний цикл, основанный на совмещении циклов Солнца, Луны, Юпитера и Сатурна. Большой шестидесятилетний цикл включает двенадцатилетний цикл Юпитера, тридцатилетний цикл Сатурна, годовой солнечный цикл и циклы лунных месяцев. Именно по лунному календарю рассчитываются даты наступления Нового года восточного календаря (то есть, продолжительность их не одинакова). Символом каждого года является животное. Согласно легенде, однажды для празднования Нового года Будда пригласил животных. Их явилось 12, и именно этим животным Будда решил посвятить по году из двенадцатилетнего цикла. Существует еще один вариант этой легенды. Однажды на Будду, сидевшего на берегу священной реки, напал крокодил. Он стал звать на помощь, и с другого берега к нему бросились животные, чтобы прогнать хищника. И в том порядке, в каком они достигали берега, и были обозначены годы юпитерианского цикла. Первой приплыла мышь, вторым был бык, а последней свинья. И каждый человек, согласно восточной традиции, перенимает черты животного (как хорошие, так и дурные), покровительствующего году его рождения. На этом построен восточный гороскоп, столь отличный от западного зодиакального.

За 60 лет полного цикла Юпитер совершает 5 оборотов вокруг Солнца, что согласно китайской натурфилософии взаимосвязанности любого явления природы со всеми другими, символизирует 5 элементов живой природы и соответствует пяти цветовым обозначениям:

Дерево - это синий (или зеленый. В древнекитайском языке эти цвета не различались и обозначались одинаковыми словами и одинаковыми иероглифами)

Огонь - красный

Земля - черный

Металл - желтый (золотой)

Вода - белый

Так 2005 год по восточному календарю - год синего деревянного петуха.

Такой сложный календарь образован соединением двенадцатиричного цикла животных - "земные ветви" - и десятиричного цикла стихий - "небесные ветви". Проявление единства мужского и женского начал природы - в этом символика чередования годов, посвященных различным животным, олицетворенным одной стихией (так, 2004 г. - год синей деревянной обезьяны, а 2005 г. - синего деревянного петуха).

Та же цикличность применялась для счета времени суток (12 двойных часов, соответствующих знакам восточного гороскопа), недель и месяцев.

Небесные ветви (перевод затруднителен)

1. Jia 6. Ji
2. Yi 7. Geng
3. Bing 8. Xin
4. Ding 9. Ren
5. Wu 10. Gui

Земные ветви (соответствуют знакам гороскопа)

1. Zi Крыса 7. Wu Лошадь
2. Chou Бык 8. Wei Овца
3. Yin Тигр 9. Shen Обезьяна
4. Mao Кролик 10. You Петух
5. Chen Дракон 11. Xu Собака
6. Si Змея 12. Hai Свинья

Так же, как иудейский календарь, восточный имеет в обычный год 12 месяцев, а в високосный - 13, с той же системой расчета.

В летоисчислении восточного календаря использовался тот же принцип, что и у древних египтян, столь непривычный для европейца, привыкшего считать годы подряд в бесконечной последовательности. В восточном календаре годы имеют имена, повторяющиеся каждые 60 лет. А годы отсчитывались от вступления на престол очередного императора. Такая система была упразднена после революции 1911 года. Ныне все даты отсчитываются от первого года правления первого Желтого императора Цинь Ши-Хуанди (2698 г. до н.э.), считающегося годом изобретения календаря.

Годы восточного гороскопа:

Крыса Бык Тигр Кролик Дракон Змея Лошадь Овца Обезьяна Петух Собака Кабан
1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935
1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947
1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959
1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971
1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983
1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995
1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 2031
2032 2033 2034 2035 2036 2037 2038 2039 2040 2041 2042 2043
2044 2045 2046 2047 2048 2049 2050 2051 2052 2053 2054 2055
2056 2057 2058 2059 2060 2061 2062 2063 2064 2065 2066 2067
2068 2069 2070 2071 2072 2073 2074 2075 2076 2077 2078 2079
2080 2081 2082 2083 2084 2085 2086 2087 2088 2089 2090 2091
2092 2093 2094 2095 2096 2097 2098 2099 2100 2101 2102 2103

Поскольку начала годов восточного календаря вычисляются исходя из лунного цикла, то и дни празднования Нового года приходятся на разные даты, от 20 января до 20 февраля:

Крыса Бык Тигр Кот
28/01/1960
15/02/1972
02/02/1984
19/02/1996
07/02/2008
15/02/1961
03/02/1973
02/02/1985
07/02/1997
26/01/2009
05/02/1962
23/01/1974
09/02/1986
28/01/1998
12/02/2010
25/01/1996
11/02/1975
29/01/1987
16/02/1999
03/02/2011
Дракон Змея Лошадь Коза
03/02/1964
31/01/1976
17/02/1988
05/02/2000
23/01/2012
02/02/1965
18/02/1977
06/02/1989
24/01/2001
10/02/2013
03/02/1966
07/02/1978
27/01/1990
12/02/2002
09/02/1967
28/01/1979
15/02/1991
01/02/2003
Обезьяна Петух Собака Свинья
30/01/1968
16/02/1980
04/02/1992
21/01/2004
17/02/1969
05/02/1981
03/02/1993
08/02/2005
06/02/1970
25/01/1982
10/02/1994
29/01/2006
27/01/1971
13/02/1983
31/01/1995
15/02/2007

Распределение цветов (символов стихий) годов восточного календаря определить несложно самостоятельно, руководствуясь вышеизложенными данными:

2004 - год синей деревянной обезьяны
2005 - год синего деревянного петуха
2006 - год красной огненной собаки
2007 - год красной огненной свиньи
2008 - год черной земляной крысы
2009 - год черного земляного быка
2010 - год желтого металлического тигра
2011 - год желтого металлического кота
2012 - год белого водяного дракона
2013 - год белой водяной змеи

9.2. Японский календарь

Является прямой компиляцией китайского. Он использует ту же систему - 10 "небесных ветвей" (Дзюниси) и 12 "земных побегов" (Дзиккан). Особенным, важным праздником в Японии (как в жизни государства, так и в жизни каждого гражданина) считается Канрэки - шестидесятилетний юбилей, символ завершения полного цикла.

В летоисчислении до наших дней используется древнекитайское правило - отсчет эр ведется от начала правления очередного императора. Каждому правлению императором утверждается девиз, под которым будет проходить правление (девиз может изменяться в течение одного правления вместе со сменой государственной политики). Девизы уникальны, ни один никогда не повторился. С принятия нового девиза отсчитывается новая эра. Современная эпоха "Хэнсэй" ("Мир и Спокойствие") началась в 1989 году с вступлением на престол императора Акихито. Соответственно, 2005 год по григорианскому календарю - 17 год эры Хэнсэй.

10. Календарь России

О системе летоисчисления в Древней Руси в дохристианскую эпоху, к сожалению, достоверных сведений не сохранилось. С принятием христианства в 988 году при князе Владимире Русь стала использовать европейский юлианский календарь, заимствовав его вместе с православием из Византии.

Уже в "Повести временных лет" Нестор-летописец использует юлианский календарь. Летоисчисление, опять же по византийскому образцу, велось "от сотворения мира", с сотворения Адама, которое произошло 1 марта Первого года Творения, в пятницу.

Древнерусские названия месяцев года доныне сохранились в украинском языке и древних славянских песнях, сказаниях, поговорках.

По дошедшим до наших времен историческим данным, до 1492 года гражданский год начинался 1 марта, а церковный 1 сентября. В 1492 году (7000 год от сотворения мира) царь Иван III издал указ о совмещении дат празднования Нового года, этим днем стало 1 сентября.

Желая сравнять российское летоисчисление с европейским, Петр I произвел календарную реформу, вследствие которой 1 января 7208 года от сотворения мира следовало считать 1 января 1700 года от "рождения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа". То есть 1699 год стал самым коротким в русской истории. Начавшись согласно дореформенному календарю 1 сентября, он длился всего 4 месяца, до 1 января 1700 года.

В 1918 году Россия перешла на употребление григорианского календаря.

 

Тема эта глубока, объем материала огромен, и конечно, в небольшой статье сложно достаточно подробно рассказать о том множестве попыток, которые предпринимало человечество в стремлении постигнуть законы мироздания и соотнести свой ритм жизни с ритмом жизни окружающего мира.

Мы не касались здесь таких увлекательных историй, как истории календаря майя, маори, бушменов и аборигенов Австралии. Эта тема неисчерпаема и достойна самых серьезных исследований.

Но мы надеемся, что наши календарные истории, краткий экскурс в такой сложный и интересный мир национальных и религиозных традиций и представлений, пусть и с одной только избранной нами стороны, окажется небесполезен посетителям нашего сайта.

Календари составляем мы, мы наполняем даты смыслом и содержанием, и мы, все мы, ежечасно пишем свои календарные истории.

 

Любовь Яшина

 

Использованная литература и источники

Эфросман АМ. История календаря и хронология. М., Наука, 1984

Демидов В.Е. Время, хранимое как драгоценность. М., Знание, 1977

Британика. www.britannika.com

Православный календарь. www.orthodoxy.ru

 


  Дизайн и программное обеспечение: © 2013 IT Legion Service © 2002-2013 КомТех-Принт